Общие достижения
школы искусств
|
Наша школа Структура школы искусств Содержание образования
|
Школа искусств, работая в инновационном режиме с 1989 года, накопила собственный опыт и достигла определённых результатов. Школа года – 91 по результатам конкурса в г. Москве. Имеет свидетельство об участии в двух турах конкурса «Авторская школа - 96» в рамках международного фестиваля «Эврика - Авангард» в г. Москве. Удостоена гранта фонда «Сорос - Казахстан» в конкурсе инновационных школ в 1996 году. Подготовлен пакет документов, который может быть использован на этапе развития в процессе разработки структур вновь создаваемых школ. По документам авторской школы работают несколько школ в Республике Казахстан и в России – в городах: Таразе, Павлодаре, Мамлютке, Степногорске, Караганде (ШИКО), в Челябинске. Разработан ряд инновационных, авторских, интегрированных программ. Эффективно применяются методики развивающегося обучения (начальная школа), укрупнение дидактических единиц, технология разноуровнего обучения (физика, русский язык), опорных конспектов (физика), методика обучения учащихся путём эмоционально-образного восприятия и методика развития технических навыков через творчество (в классе специального фортепиано) и т.д. Социально-экономический эффект экспериментальной деятельности проявляется в повышении уровня образования, профессиональной культуры, музыкальной, хореографической, театральной, художественной подготовки учащихся. Республиканская именная школа искусств В.Л. Бучина – член международной ассоциации деятелей детского эстетического воспитания. Лаборатория педагогических инноваций, лаборатория прикладной психологии Карагандинского ИПК и ПРО внесла материалы п разработанным авторским программам в Банк ИРО ИПК и ПРО (2 – модуль «Эстетическое направление»). «Анализ имеющихся материалов позволяет говорить об абсолютном характере новизны данного новшества» (Из экспертного заключения на экспериментальную деятельность Республиканской именной школы искусств В. Бучина в рамках технологии Банка инновационного развития образования, Экспертная группа Карагандинского ИПК и ПРО). Созданы видеотека ежегодных отчётных концертов, выступлений на международных фестивалях, а также летопись побед учащихся и педагогического коллектива в конкурсах, выставках, олимпиадах, фестивалях. 36 учителей школы приняли участие в областных и городских научно-практических конференциях ИПК и ПРО при КарГУ имени Букетова (1997, 1998, 1999, 2000 г.г.). Школа искусств заняла I место в областном смотре-конкурсе «Панорама моделей управления школой» (1999 г.) и награждена грамотой за участие в Республиканском смотре-конкурсе. Общая результативность работы школы искусств включает в себя также и такие вопросы, как профессиональная направленность учащихся, состояние их физического и психического самочувствия. Сравнительный анализ профессиональной направленности личности учащихся подтверждает, что область профессиональных предпочтений для учащихся школы искусств – художественный образ, человек, знаковая система, живая и неживая природа. Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной направленности помогает большинству учащихся в профессиональном обучении и в продуктивной деятельности. Сравнительный анализ состояния здоровья учащихся школы искусств за последние 4 года показывает уменьшение числа детей с хроническими заболеваниями, с нарушением осанки, сократилась численность II группы здоровья (дети с плоскостопием, сколиозом, частыми простудными заболеваниями. Показатели диспансерного учёта в школе искусств в процентном отношении к количеству обучающихся школьников не выше аналогичных показателей шести соседних средних школ. Дополнительным показателем является также то, что от природы болезненных детей родители ведут в школу искусств, учитывая комфортность условий школы, высокий уровень воспитанности школьников, составляющих учебную и внеурочную среду, а также системную работу педколлектива по экологии одарённости. Учащиеся школы искусств, обучаясь на двух отделениях (общеобразовательном и эстетическом) единой школы, принимают участие не только в предметных олимпиадах, но и в творческих конкурсах, выставках, фестивалях. Результаты двенадцатилетней совместной творческой деятельности педагогов и учащихся школы искусств. Музыкальное отделение: победителей городских конкурсов, фестивалей – 28 человек, областных – 334 человека, республиканских – 51 человек, зональных – 4 человека, международных – 79 человек. Художественное отделение: победителей областных выставок – 34 человека, республиканских – 2, международных 18 учеников. Музыкально-театральное отделение: победителей международных конкурсов – 12. Общеобразовательное отделение: · победителей республиканского конкурса литературно-творческих работ (1995, 1998 г.г.) – 12 учащихся («Салют Победы», «Золотое пёрышко»); · победителей городских олимпиад по русскому языку и литературе (1997 – 1999 г.г.) – 3 человека. Таким образом, системная напряженная работа в поисках творческого совершенства даёт результаты. Ансамбль «Сары Арка Ауендерi» - призёр международных фестивалей: «Маленький принц» (г. Геленджик, 1991 г.), «Искусство – дети - гармония» (г. Минск, 1992 г.), детских народных ансамблей (г. Донецк, 1993, 1994 г.г.; г. Евпатория, 1997 г.), обладатель I места в областном и Гран-при в Республиканском конкурсе (2000 г.). Школьный оркестр русских народных инструментов (единственный профессиональный оркестр в городе), призёр Международного конкурса детских оркестров народных инструментов (г. Донецк, 1993 г.), занял 1 место на XXXI областном и 3 место на XXXI Республиканском фестивале-конкурсе юных музыкантов (1997 г.), I место на XXXIV областном и I место на XXXIV Республиканском конкурсе юных музыкантов (2000 г.) Хоровой коллектив и хоровая капелла мальчиков (единственная в области) – призёры областных конкурсов хоровых коллективов (1998, 2001 г.г.) Хореографический ансамбль-лауреат Международного фестиваля в г. Ялово и г. Гересуне (Турция, 1993 г.), четырёх международных фестивалей «Алиса в стране чудес» (г. Евпатория, 1992, 1996, 1997, 1998 г.г.). Детские творческие коллективы являются средой для «выращивания» одарённой в области искусства личности. Алтынбаева Зарина – обладатель Гран-при «Золотой дударик» (г. Луганск, 1997 г.), лауреат славянского базарчика (г. Одесса, 1998 г.), лауреат областного конкурса эстрадной псни (г. Караганда, 1999 г.), Гран-при конкурса «Интервидео-2000». Скрипач Шкалиберда Владислав награждён грамотой «Дарын», сертификатом участника XXXIII Республиканского конкурса юных музыкантов 1999 г. Этот список можно продолжить. Имена бывших учеников школы искусств – в большом искусстве. Среди них - ученик Титковой Н. М., - 14-летний Асанов Данил, призёр казахстанского конкурса «Новые имена», ныне лауреат Всероссийского конкурса молодых композиторов. Ученик Бучина В. Л. Игорь Полупан, ныне студент 4 курса академии имени Гнесиных, - лауреат Всероссийского конкурса музыкантов. Ученикам школы свойственен художественный полилингвизм, то есть освоение нескольких языков искусства. Типичен феномен 15-летнего Кирьякова Леонида: отличник учёбы, учится на музыкальном отделении по классу аккордеона; поёт в капелле мальчиков, занявшей 3 место в 1998 году и I место в 2001 году в областных фестивалях-конкурсах хоровых коллективов; участвовал в спектаклях, которые в 1998 году театральный коллектив школы вывозил на международный конкурс «Алиса в стране чудес» в г. Евпаторию, где стал лауреатом; в 1998 году на республиканской игре «Дебаты» в г. Алматы, будучи самым младшим среди дебатёров, в личном зачёте стал 4 среди асов дебатного движения Республики Казахстан. Традиции Республиканской общеобразовательной экспериментальной именной школы искусств В.Л. Бучина: · отчётные концерты в конце учебного года (записываются на видеокассеты); концертная и выставочная деятельность; · участие в международных фестивалях «Алиса в стране чудес» (г. Евпатория); участие в областных и международных художественных выставках; · исполнение Гимна Республиканской именной школы искусств (слова Т. Матвиенковой, учителя английского языка; музыка Т. Асановой, преподавателя импровизации; · деятельность ученического парламента; · КВНы, литературные, музыкальные, хореографические, театральные гостиные, салоны художников, выставки художников; · Участие школьных команд в дебатном движении; в фестивалях «Одиссея разума»; · Выпуск рукописных и печатных иллюстрированных школьных изданий книг авторов – учеников школы искусств; · Выезда юных художников загород (в Темиртау, в Топар и др.) на пленэр и другие традиции. Преимущества авторской школы искусств: 1. Полихудожественное развитие учащихся с первых школьных занятий; творческая полихудожественная среда школы искусств, способствующая саморазвитию школьников, предполагающая возможность поиска творческого потенциала ребёнка, и в связи с этим безболезненный переход из одного отделения эстетического цикла на другое отделения; 2. Единство педагогических требований, учёт индивидуальных особенностей личности школьника на эстетическом и общеобразовательном отделениях единой школы; 3. Востребованность профессиональных навыков учащихся при подготовке и проведении классных и общешкольных коллективных творческих дел, высокая адаптация и самореализация школьников вне эстетического цикла; 4. Традиционно высокий уровень воспитанности учащихся, их духовного, нравственного, творческого развития, работоспособности; 5. Максимальное использование возможностей гуманитарных дисциплин для формирования духовной среды личности; системный переход на обучение по индивидуальным программам, на изучение интегрированных курсов, предметов по выбору, выход на программы личностного развития школьников; 6. Духовное родство учеников и учителей, их сотрудничество, соавторство, сотворчество в художественном, музыкальном, театральном, хореографическом, литературном творчестве, в научных исследованиях по психолого-педагогическим проблемам школы искусств и экспериментальной инновационной работе; 7. Вовлечённость в полихудожественную среду школы искусств родителей, членов семьи учащегося; осознание данного образовательного учреждения как одного из центров культурного, духовного развития; 8. Организация научно-исследовательской творческой деятельности педагогов школы через научно-методический центр, проблемные кафедры, кабинеты-лаборатории, экспериментальные площадки, обеспечивающие эффективное развитие школы искусств – лаборатории педагогического эксперимента.
|